понедельник, 27 октября 2014 г.

Воспитание человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на уроках литературы

                                 Урок доброты
                ( по рассказу Ю. Яковлева «Баваклава»)
                  I.            Подготовка к уроку:
              1.Организация чтения.
              2.Выполнение индивидуальных заданий:
      а) подборка книг писателя для выставки
      б) найти портрет писателя и иллюстрации к его произведениям
              3.Изготовление подарков, сделанных своими руками.
              4.Написания  « Доброго слова» бабушке ( стихи, песни, пожелания).
              5.Творческая работа «Моя родословная», «Моя бабушка», «Истоки моей семьи».
              6.Конкурчс семейных газет «Мой дом, моя семья».
              7.Изготовление пригласительных билетов и написания текста приглашения.
              8.Миниконцерт.
               II.            Проверка выполнения заданий.
            III.            Оформление урока
              1.Выставка книг писателя.
              2.Выставка творческих работ  «Моя бабушка», «Истоки моей семьи».
              3.Выставка газет «Мой дом, моя семья»
              4.Стол, стулья для приглашенных гостей-бабушек.
              5.Цветы.
                                          
На доске запись. Ю. Яковлев «Баваклава»
Стихи О.Высоцкой «Берегите друг друга».
                                                                               Берегите друг друга,
                                                                               Добротой согревайте
                                                                               Берегите друг друга,
                                                                               Обижать не давайте.
                                                                               Берегите друг друга,
                                                                               Суету позабудьте
                                                                               И в минуту досуга
                                                                               Рядом с другом побудьте.
       I.            Вступительное слово учителя ( представление гостей).
     II.            Выступления учащихся с заданием.
  III.            Разговор по рассказу «Баваклава».
         -Почему рассказ называется «Баваклава»?
         -Что вы скажете о Лене Шарове?
         -Как он жил? Какие черты характера проявляются в его поступках?
         -Когда Леня вспомнил о бабушке?
         -Какая у Лени была бабушка, что мы знаем о ней?
    (+)-Что вы, ребята,  узнали о своих бабушках, готовясь к уроку? (Выступление ребят).
    (+)-Что цените вы в бабушках?
         -А почему Леня не ценил бабушку?
  IV.            Запись слова благодарность - дарить благодарность. Выяснение смысла.

          -Что сделал Леня, когда узнал, что его бабушка умерла ? ( чтение отрывка из рассказа от слов: «Хотя сердце бабушки…» до слов: «В сознании юного Шарова бабушка продолжала жить» ).
           -Какие чувства испытывали вы, ребята, узнав о том, что бабушка Лени умерла?

    V.            Задумались над значением слова хранить- оберегать, дорожить.
Вывод: Ю. Яковлев хочет, чтобы его рассказ учил нас думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом с тобой. Любить не только себя.

  VI.            Слово бабушкам.

VII.            Решение жюри о присуждении призовых мест в конкурсе семейных газет.


VII            Доброе слово моей бабушке.

  IX.            Мини- концерт.



    X.            Вручение подарков бабушкам ( отправление почтой).
  Мгновение…
Автор Зеленская Т.Г.


                                                                                  Эссе
                                                                                                    
                                                                                                … И, кажется, вечор еще бродил
                                                                                                                         я в этих рощах…
                                                                                                                                                                                                           А.С.Пушкин                          

            Осень…  Теплые ясные дни. Улицы моего маленького города гулки, даже слышно, как метет по ним листву. И слышно далеко, что кажется, где-то шумит море. А где оно шумит? Может быть, на другом краю земли, вдоль Тавриды?
            Как жаль, что стемнело. Так хочется встать над городом и поднять над головой опавший лист. Он взовьется высоко и полетит над землею. Я буду видеть и в темноте, как он проплывет над кряжистыми дубами Тригорского, станет кружить вокруг Михайловского, над озером Кугане и сядет где-нибудь в Петровском среди лип просторного парка Петра Абрамовича Ганнибала.
            Этот парк насажен для шагов. И для шагов проложены аллеи.
            Шаги раздаются высоко над землей. Шаги моего Поэта А.С.Пушкина.
                                       Знакомые печальные места!
                                      Я узнаю окрестные предметы…
            Золотая печаль царит в этом парке. Здесь мой Поэт работал и грустил, любил, и, наверное, впервые ощутил свои годы: здесь он, здороваясь с молодостью, прощался с нею навсегда.
            Листва молчит. Земля аллей звучна и ждет шагов. По всему Тригорскому бродят тени.
            На этой липовой аллее Ленский гулял с Ольгой, в этой баньке собиралась ночью ворожить Татьяна, через этот ручей пыталась бежать от медведя…
            Аллея озарена именем Анны Керн- счастливейшей из смертных  женщин, «гения чистой красоты».
            Здесь, среди шагов, вдруг слышишь, как будто ветер произносит:          
                                В их сенях ветра шум и свежее дыханье...
            И так хочется остановиться, прислушаться, сесть и никуда не уходить до рассвета. Дышать тишиной, смотреть на сосны… и ощутить, что кто-то добрый к тебе приближается. А оглянешься- нет никого.
            Позади сегодня и всегда – встреча с Пушкиным.
            Мне не жаль того, что рано стемнело. Ощущение счастья в моем сердце останется навсегда. 


Урок развития речи
Тема:  Сочинение – этюд
Цель: научиться описывать предмет с натуры, т. е. писать сочинения этюды.
            видеть, чувствовать и понимать прекрасное, и учиться выражать словами.
Выставка предметов прикладного искусства .
Слова М. Ломоносова «открывается красота многообразных вещей».
Картотека «словарно-орфографическая работа к сочинению этюду».
Эпиграфы или предложения М.Мусоргский «картинки с выставки».
Ход урока
1.       Слово учителя.
Ребята! Сегодня наш урок-урок развития речи.
Сочинение – этюд.
Этюд-рисунок, картина, скульптура, выполненный этюд и картины с натуры, часть будующего большого произведения.
Небольшое литературное произведение, посвящ. част. вопросу литер. этюд .
Музыкальное произведение виртуозного характера.
Вид  упраж. (шахм.)
Рисование картины  с натуры отправится на этюды.
Сочинению - этюд- это  значит описывать предмет с натуры, стремиться увидеть.



Однажды преподаватель Царскосельского лицея Кошанский пришел на занятие розу, сорванную им в паре предложил лицеистам описать ее в, что успешнее других сделал А.С.Пушкин.
                                 Чтение стихотворения «Роза»
Этот факт можно считать первой  попыткой использовать сочинение-этюд в практике обучения.
Посмотрите ; сколько красивых и нужных в быту предметов народного декоративно-прикладного искусства. Изделия из дерева глины, щёток, соломы, лозы. Их делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.
Слово прикладной, прикладное искусство. Что означает оно, какое лексическое значение?
Прикладное искусство-это особый вид искусства, задание которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями. (Художественное  изготовление бытовых предметов)
Подберите однокоренные слова
Прикладник
Прикладываться
Прикладной
Пословицы клад
Где лад,там и клад
На что клад, коли
Толк да лад, тут и клад.


Мелодия «гляжу в озёра синие».
Россия, Русь… Земля наших отцов. Наша земля.
Может и сильна ты той красотой. Хохлома, Палех, Гжель, Жостово, Павлов сад…
Проведут нас по выставке экскурсоводы. Мы же вместе ними поработали.
Во-первых, составляем небольшой словарь, и походу экскурсии занимаем словосочетания, которые  понадобятся в сочинении. Я помогу вам.
Словарь                                                                напевность мотивов «травки» хохломская роспись
Орнамент                                                            художественная керамика изящество форм
Хохлома                                                               роспись кобальтом гжельские мастера
Гжель                                                                     жостовский поднос чернолаковый с яркой росписью
Фардгор                                                                палехокки миниатюры тонкое, ажурное золодое
Жостово                                                                обрамление
Палех                                                                     вологодские кружева тонкость и драгоценность узора
Миниатюра                                                         в шали алого цвета в разноцветных шалях
Кружево
Аппликация




Заинтересовали вас  экскурсоводы?
Кому  и что понравилось?
Что бы вы выбрали?
Основная мысль сочинения
Используй худ. средства языка, описать изделие, выразить своё восхищение работой мастера.
В каждом произведении немаловажное значение имеет название, изучая литературу, мы встречаемся с произведениями, в которых отражается суть. Паустовский К.Т. «корзина с еловыми шишками».
Задача! Как вы назовёте своё сочинение?
Темы этюдов.
1.       Все цвета, кроме скучного.
2.       Узоры моей бабушки.
3.       Из бабушкиного сундука.
4.       На все случаи жизни.
А что вы предложите?
А теперь подумаем о возм. нагам.
Ничто так не дорого, как вещь, подаренная дорогим сердцу человеком.
Эта шаль- память о бабушке. Долго хранилась, она на донышке её сундука и вот пришел её черёд рассказать  удивительную историю…
Два старинных рушника остались мне на память от бабушки. Беленные в реке и на солнышке самотканые с яркими звёздочками-узорами. Прикоснусь к ним, проведу ладонями и послушаю их рассказ.


(ответы уч-ся)
Задания
Кто-то  представит себя художником, расписывающим поднос, хохлому, гжель.
Кто- то  просто опишет предмет
А кто-то  напишет сочинение с обрамлением, т.е. представит, вообразит, где, когда  встр. с данным  издел.
Написать сочинение нам помогут карточки из лишней картотеки.
Словарно-орфографическая работа к сочинению-этюду.
2 урок
Написать сочинение
Чтение 2-3-х работ.
 Воспитание подростков сегодня -  отнюдь не  легкая  задача для  многих родителей, которые  часто чувствуют себя беспомощными перед поведением своих чад. Современный подросток живет в мире, незнакомом его предшественникам. Интернет, спутниковое телевидение, множество источников информации, множество шаблонов поведения, множество идей и философий. Подростки теряются и порой  просто  не понимают, в каком направлении  им  двигаться. В этом возрасте они нуждаются в родителях больше, чем когда-либо.  Уважаемые родители, позвольте предложить вам несколько рекомендаций, которые помогут лучше понять своих детей, избежать ненужных конфликтных ситуаций, сохранить  взаимоуважение в семье: