среда, 22 октября 2014 г.

Золотая полка учителя. Урок – исповедь «Колокол души»

Золотая полка учителя

Урок – исповедь   «Колокол души»
(по произведениям В. Тендрякова, Ф. Абрамова, А. Лихоносова)
11 класс

Учитель  Зеленская Т.Г.
город Краснодар
МБОУ  СОШ № 51

Урок – исповедь «Колокол души»
(по произведениям В. Тендрякова, Ф. Абрамова, А. Лихоносова)
Цель : обозначить для себя  нравственный критерий совести, вновь открыть такие важные                                    понятия,  как нравственность и духовность, чтоб в человеке человеческое  восторжествовало.
Оборудования : книжная полка – В. Тендряков «Хлеб для собаки», Ф. Абрамов «Поездка в прошлое», А. Лихоносов «Последние холода», музыка -  «Ростовский перезвоин».

Добру откроется сердце, и совесть будет  чиста.
Н. Яшин
Ход урока
Музыкальное вступление «Ростовский перезвон».
1. Слово учителя.
Колокол души… Так назовем мы сегодняшний наш разговор. Он важен сегодня, сейчас, когда всё более нарушается в заболевшем обществе нашем понятиям о добре и зле. Кто из нас, по совести, знает теперь, что зло и что добро. Как найти истину? Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить. Разговор этот важен и потому, что у нас с вами одна цель – воспитывать  гармонически развитого человека, личность, основной характера которой будут такие понятия, как нравственность и духовность.
Мы привыкли к тому, что время сегодняшнее – суетное, ожесточенное, смутное. Но, наверное, другой судьбы для России просто не начертано. И как важно сохранить в этом времени хрупкую душу ребёнка, особенно ранимую, дать ей веру и любовь, духовное начало, которое определяет мысли и поступки, чтобы не измельчал человек, не истончил себя, не потерял ту человеческую суть, без которой он мертв и при жизни.
Душа ребёнка … Когда ей больно? Кричит ли она от горя? Совестно ли ей? Ненавидит ли? Мстит ли? А может, она молчит, и зреют в ней необъятные силы, способные в будущем превратить этого человека в доброго, благородного… или негодяя? Кто знает…
Собеседниками на уроке будут писатели: В. Тендряков, Ф. Абрамов, А. Лихоносов.
Когда перелистываю страницы этих книг, почему - то вспоминаю чеховские слова:
«Надо, чтобы за дверью каждого, довольного, счастливого человека стоял кто - нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, встретится беда – болезнь, бедность, потери, и  его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.»
– Был ли кто - то с молоточком за спиной мальчика в рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки»?
- Где же этот бесчеловечный мир, жертвой которого является В. Тенков ?
- Мальчика терзает совесть… Как это чувство приходит к Тенкову?
- И зазвучало исповедальное  (выразительное чтение отрывка, комментарии ученика)
- Так о чем же этот рассказ: о пробуждении совести или успокоении её?
- Есть ли в рассказе вопросы, обращенные ко всем нам? ( «Что же вырастет из таких детей? Что за мир станет жить после нас? Что за мир»?)
2. Что за мир ?
Мир отчуждения  личности – когда  человек отрешается от собственного «я» и действует, заряжаясь чей - то волей, передоверяя свою советь и свой разум какой - то высшей силе, какому-то верховному закону.
Увы, все это не могло не влиять на детские души. Об этом повесть Ф. Абрамова «Поездка в прошлое»
«Поездка в прошлое» - о возвращении в детство, о бедах и муках наших, о расплате за кровь, обильно пролитую на нашей земле. 30 - е годы… Что было за время? «Друг друга душили. Детей. Убивали людей. Своих,  русских».
Герой повести – Михаил Кобылин, попросту Микша, живет в таежном поселке. Вместе с командированным Кудасовым едут они в сузём -  северную тайгу. Поездка эта  не только в прошлое, в те воспоминания боли и страдания, которые выпали на долю и Микши и Кудасова, но и пытка, испытание.
Оба героя – люди одного времени, одних потрясений. Малыми детьми им пришлось многое увидеть. Увиденное опустошило их души, сделало несчастными.
Несчастье Микши – в страстной вере своим дедьям, Александру и Мефодию. «Революционеры, кремневые, борцы за социализм». И  эта - то вера разрушена приезжим человеком, ведь командированный Кудасов – это тот самый бывший из раскулаченных, и несчастье его в том, что это он убил дядю Микши  - Александра, отомстил за то, что будучи комендантом лагеря, он изнасиловал 15-летнюю девочку, родную сестру Кудасова. Звучит это страшное признание спустя много лет. И всё, вся жизнь вдребезги, все рухнуло…
- Откуда же все началось ? ( «Часовня - крест, в часовне люди умирали, детей - переселенцев в лес не пускали…»)
- Нас, детей, учили ненавидеть.
- Мучает Микшу и еще одно содеянное. Всю жизнь он презирал и стыдился своего отца. Презирал за мягкость, за внешний вид…
Отрекся от отца, от отцовской фамилии…
И пришло желание открыть своего отца…
(эпизоды)
И пришло раскаяние.
- Как прозвучала бы исповедь Микши? Какие слова нашел бы он на исповеди? К кому были бы обращены эти слова?
Души таких, как Микша, наполнены ненавистью. Через нее они прошли. Может быть, поэтому совершаются в жизни поступки, которые трудно судить или простить..
«…. Звонили колокола… Песня то умолкала, то вновь томила тоской и болью. Он шел к отцу.»
- Колокола старой часовни, с  которой в тридцатые годы стянул крест и Микша, может быть, и совесть, и прозрение совести, и память, взорванная совестью.
3.
- Бывали ли у вас такие минуты, когда возьмешь книгу в руки, прочтешь несколько строк, и уже не сможешь оторваться. И взбудоражит она тебя всю, непрошеные слезы вызовет, и смотришь на мир другими глазами.
- Была ли у вас такая книга?
- Что поразило вас?
- Какое бы письмо написали вы от имени А. Н. Марье  и Вадику?
- Может быть, это обращение ко всем, кто живет сейчас ?
Заключительное слово учителя
Я думаю, наш разговор не закончен, мы только остановились, чтобы вздохнуть и напомнить себе : «Добру откроется сердце, и совесть будет чиста».
Без детства, без доброты, без человечности очень холодно на душе.
Вспоминаю  айтматовскую «Плаху» - человечность Акбары и волчью суть Обер – Кандалова. Не дай Бог нашим детям через годы и годы вспомнить, как крикнул Авдий:
«Спаси меня, волчица!»
И если человек призывает на помощь волчицу, не последний ли это крик нашего общества?
Смотрю  на ваши прекрасные молодые лица, кажется, сам свет исходит от вас, и кажется, - вы – мое продолжение и продолжение тех, с кем вы рядом.

Научить маленького человека ассоциировать себя с человечеством, сделать его способным прощать другим и не прощать себе, быть отзывчивым на чужую боль, милосердным – есть ли задача весомее, цель достойнее? И для выполнения ее так необходим колокол души – вечный зов к свету.