Золотая
полка учителя
Урок –
исповедь «Колокол души»
(по произведениям В.
Тендрякова, Ф. Абрамова, А. Лихоносова)
11 класс
Учитель Зеленская Т.Г.
город
Краснодар
МБОУ СОШ № 51
Урок –
исповедь «Колокол души»
(по произведениям В. Тендрякова,
Ф. Абрамова, А. Лихоносова)
Цель :
обозначить для себя нравственный
критерий совести, вновь открыть такие важные
понятия, как нравственность и
духовность, чтоб в человеке человеческое
восторжествовало.
Оборудования
: книжная полка – В. Тендряков «Хлеб для собаки», Ф. Абрамов «Поездка в
прошлое», А. Лихоносов «Последние холода», музыка - «Ростовский перезвоин».
Добру откроется сердце, и совесть будет чиста.
Н. Яшин
Ход урока
Музыкальное
вступление «Ростовский перезвон».
1. Слово
учителя.
Колокол души…
Так назовем мы сегодняшний наш разговор. Он важен сегодня, сейчас, когда всё
более нарушается в заболевшем обществе нашем понятиям о добре и зле. Кто из
нас, по совести, знает теперь, что зло и что добро. Как найти истину? Ибо тайна
бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить. Разговор этот
важен и потому, что у нас с вами одна цель – воспитывать гармонически развитого человека, личность,
основной характера которой будут такие понятия, как нравственность и
духовность.
Мы привыкли к
тому, что время сегодняшнее – суетное, ожесточенное, смутное. Но, наверное,
другой судьбы для России просто не начертано. И как важно сохранить в этом
времени хрупкую душу ребёнка, особенно ранимую, дать ей веру и любовь, духовное
начало, которое определяет мысли и поступки, чтобы не измельчал человек, не
истончил себя, не потерял ту человеческую суть, без которой он мертв и при
жизни.
Душа ребёнка
… Когда ей больно? Кричит ли она от горя? Совестно ли ей? Ненавидит ли? Мстит
ли? А может, она молчит, и зреют в ней необъятные силы, способные в будущем
превратить этого человека в доброго, благородного… или негодяя? Кто знает…
Собеседниками
на уроке будут писатели: В. Тендряков, Ф. Абрамов, А. Лихоносов.
Когда перелистываю
страницы этих книг, почему - то вспоминаю чеховские слова:
«Надо, чтобы
за дверью каждого, довольного, счастливого человека стоял кто - нибудь с молоточком
и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был
счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, встретится беда –
болезнь, бедность, потери, и его никто
не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.»
– Был ли кто -
то с молоточком за спиной мальчика в рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки»?
- Где же этот
бесчеловечный мир, жертвой которого является В. Тенков ?
- Мальчика
терзает совесть… Как это чувство приходит к Тенкову?
- И зазвучало
исповедальное (выразительное чтение
отрывка, комментарии ученика)
- Так о чем
же этот рассказ: о пробуждении совести или успокоении её?
- Есть ли в
рассказе вопросы, обращенные ко всем нам? ( «Что же вырастет из таких детей?
Что за мир станет жить после нас? Что за мир»?)
2. Что за
мир ?
Мир отчуждения
личности – когда человек отрешается от собственного «я» и
действует, заряжаясь чей - то волей, передоверяя свою советь и свой разум какой
- то высшей силе, какому-то верховному закону.
Увы, все это
не могло не влиять на детские души. Об этом повесть Ф. Абрамова «Поездка в
прошлое»
«Поездка в
прошлое» - о возвращении в детство, о бедах и муках наших, о расплате за кровь,
обильно пролитую на нашей земле. 30 - е годы… Что было за время? «Друг друга
душили. Детей. Убивали людей. Своих, русских».
Герой повести
– Михаил Кобылин, попросту Микша, живет в таежном поселке. Вместе с
командированным Кудасовым едут они в сузём -
северную тайгу. Поездка эта не
только в прошлое, в те воспоминания боли и страдания, которые выпали на долю и
Микши и Кудасова, но и пытка, испытание.
Оба героя –
люди одного времени, одних потрясений. Малыми детьми им пришлось многое
увидеть. Увиденное опустошило их души, сделало несчастными.
Несчастье Микши
– в страстной вере своим дедьям, Александру и Мефодию. «Революционеры,
кремневые, борцы за социализм». И эта -
то вера разрушена приезжим человеком, ведь командированный Кудасов – это тот
самый бывший из раскулаченных, и несчастье его в том, что это он убил дядю Микши - Александра, отомстил за то, что будучи комендантом
лагеря, он изнасиловал 15-летнюю девочку, родную сестру Кудасова. Звучит это
страшное признание спустя много лет. И всё, вся жизнь вдребезги, все рухнуло…
- Откуда же
все началось ? ( «Часовня - крест, в часовне люди умирали, детей - переселенцев
в лес не пускали…»)
- Нас, детей,
учили ненавидеть.
- Мучает Микшу
и еще одно содеянное. Всю жизнь он презирал и стыдился своего отца. Презирал за
мягкость, за внешний вид…
Отрекся от
отца, от отцовской фамилии…
И пришло
желание открыть своего отца…
(эпизоды)
И пришло
раскаяние.
- Как прозвучала
бы исповедь Микши? Какие слова нашел бы он на исповеди? К кому были бы обращены
эти слова?
Души таких,
как Микша, наполнены ненавистью. Через нее они прошли. Может быть, поэтому
совершаются в жизни поступки, которые трудно судить или простить..
«…. Звонили
колокола… Песня то умолкала, то вновь томила тоской и болью. Он шел к отцу.»
- Колокола
старой часовни, с которой в тридцатые
годы стянул крест и Микша, может быть, и совесть, и прозрение совести, и
память, взорванная совестью.
3.
- Бывали ли у
вас такие минуты, когда возьмешь книгу в руки, прочтешь несколько строк, и уже
не сможешь оторваться. И взбудоражит она тебя всю, непрошеные слезы вызовет, и
смотришь на мир другими глазами.
- Была ли у
вас такая книга?
- Что поразило
вас?
- Какое бы
письмо написали вы от имени А. Н. Марье
и Вадику?
- Может быть,
это обращение ко всем, кто живет сейчас ?
Заключительное
слово учителя
Я думаю, наш
разговор не закончен, мы только остановились, чтобы вздохнуть и напомнить себе
: «Добру откроется сердце, и совесть будет чиста».
Без детства,
без доброты, без человечности очень холодно на душе.
Вспоминаю айтматовскую «Плаху» - человечность Акбары и
волчью суть Обер – Кандалова. Не дай Бог нашим детям через годы и годы
вспомнить, как крикнул Авдий:
«Спаси меня,
волчица!»
И если
человек призывает на помощь волчицу, не последний ли это крик нашего общества?
Смотрю на ваши прекрасные молодые лица, кажется, сам
свет исходит от вас, и кажется, - вы – мое продолжение и продолжение тех, с кем
вы рядом.
Научить
маленького человека ассоциировать себя с человечеством, сделать его способным
прощать другим и не прощать себе, быть отзывчивым на чужую боль, милосердным –
есть ли задача весомее, цель достойнее? И для выполнения ее так необходим колокол
души – вечный зов к свету.