среда, 26 ноября 2014 г.

                                                      Урок-диалог
                                               «Наедине с природой»

Цель: способствовать развитию чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, уметь понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Оборудование:

1.Букеты
2. Художники
3. Репродукции
4. Выставка книг

                                                                                                                                    Эпиграф
 Слушайте музыку природы, радуйтесь её красоте
 Чувствуйте её целительную, одухотворенную силу.
                                                                                                                                    Ф.Абрамов

Неужели может быть среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра.
Л.Н.Толстой


I. Джеймс Ласт «Мелодия»
II. Слово учителя

Добрый день!
Этой мягкой, удивительно нежной мелодией я хочу открыть наш сегодняшний урок, который посвящен Матери-природе.
Наедине с природой…
Наш разговор сегодня о радостном празднике постоянно меняющейся красоты, о её мудрости, вечности, одухотворенности. Ведь все в ней слито воедино поэзия, музыка, живопись, радость, осмысление мира.
Вслушайтесь в мелодию флейты, и мир для вас откроется другим, покажется небо, охваченное дымкой белых куполов, взору откроется восхитительная картина цветов, воздуха, света, наполненная добром и счастьем, и душа очистится, и в сердце придет любовь, та любовь «когда тебе самому ничего нет и не будет, а ты все-таки любишь через это все вокруг себя, и ходишь по полю и лугу и подбираешь красочно один к другому васильки, пахнущие медом, и голубые незабудки. С любовью в сердце, теплом в душе начинаю этот урок и обращаюсь к эпиграфу, дабы музыка природы, её красота и целительная сила вошла в ваши души.
Помогут нам книги М. Пришвина «Лесная капель» , дневники писателя, книга  К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», сб. стих «Три царства природы», подборка публицистических статей под рубликой «Мне так близка эта тема «Наш маленький вернисаж». Художники Марина и Света помогут запечатлеть какой-то момент урока, который, по их мнению, заслуживает внимания, юные флористы представят букеты, навеянные фантазией, музыкой, стихами.

--------------
Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку.
-Вам знакомы эти строки?
-Да, Пришвин «Лесная капель».
Удивительный, мягкий, добрый, открывший в природе такие чудеса, которые действительно сродни сказке. И в тоже время из дневником писателя мы знаем такой афоризм: «На то и сказка, чтобы правду найти».
Перелистаем страницы дневников М. Пришвина «Поэзия Берендеева царства»
--------------------------------------------------------
-Удивило название?
-Что открыли вам страницы дневников?
-А что вам лично дорого из этих дневниковых страниц?
-Каков же писатель наедине с природой
I. О капели
II.Запоздалый ручей
III. О свете капелек
IV. Бал на реке

-Представьте картины, которые нарисовал писатель. Как в слове проявляется его любовь к природе?
-Покажите, что чувства Пришвина к природе согреты живым участием, что для него она имеет живую душу.

Прелюдия Рахманинова
Послушайте музыку. С какими зарисовками природы в «Лесной капели» она созвучна?

Мысль о полной гармонии, слитости человека с природой – одна из любимых у Пришвина. Автор никогда не сводит её к любованию пейзажем. Он как бы извлекает из природы некоторые важные законы: красотой, силой, единством вдохновлять человека, наставлять на путь истины, искать правду жизни.

II. Пейзажными зарисовками М. Пришвина мы приоткрыли дверь и окунулись в мир красок и света, может быть, такой , как на этих репродукциях художника К.А. Васильева, картин великих художников.
Посмотрите, сколько тепла, души несут в себе эти произведения искусства.
(Экскурсоводы)
-Что испытываете вы, вглядываясь в эти полотна? (Слово о Егоре Полушкине)
-А появилось ли у вас желание почитать стихи?

Есть у Ф. Абрамова небольшой цикл «Наедине с природой»
Познакомились ли вы с ним?
«Я и мир, мир во мне, я в мире» - вот образ сознания, который утверждается в русской классической литературе и в произведениях ведущих писателей, и слова родник, природа, Родина -одного корня. Нельзя любить мир, не имея Родины. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью, любимой березкой. (эпиграф Л.Н.Толстой)

Каков же этот мир, и я в нем?
Ощущения единения с миром природы
1. Лежать на траве В. Солоухин «Камешки на ладони»
2. Живая вода
3. Земная Русь

Э.Григ «Пер Гюнт»
Корзина с еловыми шишками…Хочется вам прикоснуться к ним, таким шершавым, и вместе с музыкой Э.Грига оказаться в лесу и встретиться с Дагни Педерсен, дочерью лесника? (Слово о музыке)
Романс….

-Чем обогатил вас этот рассказ?
-Слушая музыку, вы невольно все замечаете в природе: росу на траве, течение реки, туманы синие, яркое солнце, капли дождя. А у Паустовского?

Есть у писателя Б.Васильева повесть «Не стреляйте в белых лебедей». Эта повесть-памятник человеку, любящему природу, лес, озеро и прекрасных белых птиц- лебедей.
Предостережение нам и будущему о безжизненности природы
В.Распутин «Байкал»
Созвучие. Настроение, мысли, чувства. Во все времена всё живое радовало человека. Посмотрите за окно, мы с вами в прекрасном весеннем дне и счастливы, а счастье наше в солнце, небе, траве, цветах…
Вы и этот мир? Вдохновляет, радует, оживляет…
Словом, музыкой, кистью
1. Этюды
2. Стихи
3. Музыка
4. Сочинения-миниатюры

-Флористы (чтение стихов Танка, Хокку)
-Художники - представление пейзажа.


Заключительное слово учителя. Урок завершён. У каждого из вас своё чувство, своё осмысление увиденного и прочитанного. Пусть светлы будут души ваши и чисты сердца, ведь вы - одно целое-мир гармонии… Вчитайтесь ещё раз в строчки эпиграфа и примите их. Словами Пришвина, как молитвой, хочу закончить: « В день грядущий, просветли, Господи, наше прошлое и сохрани в новом все, что было прежде хорошего, леса наши заповедные, истоки могучих рек, птиц сохрани, рыб приумножь во много, верни всех зверей в леса и освободи от них душу нашу».

Комментариев нет:

Отправить комментарий