Урок-диалог
«Наедине с природой»
Цель: способствовать развитию чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, уметь понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Оборудование:
1.Букеты
2. Художники
3. Репродукции
4. Выставка книг
Цель: способствовать развитию чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, уметь понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Оборудование:
1.Букеты
2. Художники
3. Репродукции
4. Выставка книг
Эпиграф
Слушайте музыку природы, радуйтесь её красоте
Чувствуйте её целительную, одухотворенную силу.
Слушайте музыку природы, радуйтесь её красоте
Чувствуйте её целительную, одухотворенную силу.
Ф.Абрамов
Неужели может быть среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра.
Л.Н.Толстой
I.
Джеймс Ласт «Мелодия»
II.
Слово учителя
Добрый день!
Этой мягкой, удивительно нежной мелодией я хочу открыть наш сегодняшний урок, который посвящен Матери-природе.
Добрый день!
Этой мягкой, удивительно нежной мелодией я хочу открыть наш сегодняшний урок, который посвящен Матери-природе.
Наедине с природой…
Наш разговор сегодня о радостном празднике постоянно меняющейся красоты, о её мудрости, вечности, одухотворенности. Ведь все в ней слито воедино поэзия, музыка, живопись, радость, осмысление мира.
Наш разговор сегодня о радостном празднике постоянно меняющейся красоты, о её мудрости, вечности, одухотворенности. Ведь все в ней слито воедино поэзия, музыка, живопись, радость, осмысление мира.
Вслушайтесь в мелодию флейты, и мир для вас
откроется другим, покажется небо, охваченное дымкой белых куполов, взору
откроется восхитительная картина цветов, воздуха, света, наполненная добром и
счастьем, и душа очистится, и в сердце придет любовь, та любовь «когда тебе
самому ничего нет и не будет, а ты все-таки любишь через это все вокруг себя, и
ходишь по полю и лугу и подбираешь красочно один к другому васильки, пахнущие
медом, и голубые незабудки. С любовью в сердце, теплом в душе начинаю этот урок
и обращаюсь к эпиграфу, дабы музыка природы, её красота и целительная сила
вошла в ваши души.
Помогут нам книги М. Пришвина «Лесная капель» , дневники писателя, книга К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», сб. стих «Три царства природы», подборка публицистических статей под рубликой «Мне так близка эта тема «Наш маленький вернисаж». Художники Марина и Света помогут запечатлеть какой-то момент урока, который, по их мнению, заслуживает внимания, юные флористы представят букеты, навеянные фантазией, музыкой, стихами.
Помогут нам книги М. Пришвина «Лесная капель» , дневники писателя, книга К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», сб. стих «Три царства природы», подборка публицистических статей под рубликой «Мне так близка эта тема «Наш маленький вернисаж». Художники Марина и Света помогут запечатлеть какой-то момент урока, который, по их мнению, заслуживает внимания, юные флористы представят букеты, навеянные фантазией, музыкой, стихами.
--------------
Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку.
Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку.
-Вам знакомы эти строки?
-Да, Пришвин «Лесная капель».
Удивительный, мягкий, добрый, открывший в природе
такие чудеса, которые действительно сродни сказке. И в тоже время из дневником
писателя мы знаем такой афоризм: «На то и сказка, чтобы правду найти».
Перелистаем страницы дневников М. Пришвина «Поэзия
Берендеева царства»
--------------------------------------------------------
-Удивило название?
-Что открыли вам страницы дневников?
-А что вам лично дорого из этих дневниковых страниц?
-Каков же писатель наедине с природой
I.
О капели
II.Запоздалый
ручей
III.
О свете капелек
IV.
Бал на реке
-Представьте картины, которые нарисовал писатель.
Как в слове проявляется его любовь к природе?
-Покажите, что чувства Пришвина к природе согреты
живым участием, что для него она имеет живую душу.
Прелюдия Рахманинова
Послушайте музыку.
С какими зарисовками природы в «Лесной капели» она созвучна?
Мысль о полной
гармонии, слитости человека с природой – одна из любимых у Пришвина. Автор
никогда не сводит её к любованию пейзажем. Он как бы извлекает из природы
некоторые важные законы: красотой, силой, единством вдохновлять человека,
наставлять на путь истины, искать правду жизни.
II.
Пейзажными зарисовками М. Пришвина мы приоткрыли дверь и окунулись в мир красок
и света, может быть, такой , как на этих репродукциях художника К.А. Васильева,
картин великих художников.
Посмотрите, сколько
тепла, души несут в себе эти произведения искусства.
(Экскурсоводы)
-Что испытываете
вы, вглядываясь в эти полотна? (Слово о Егоре Полушкине)
-А появилось ли у
вас желание почитать стихи?
Есть у Ф. Абрамова
небольшой цикл «Наедине с природой»
Познакомились ли вы
с ним?
«Я и мир, мир во
мне, я в мире» - вот образ сознания, который утверждается в русской
классической литературе и в произведениях ведущих писателей, и слова родник,
природа, Родина -одного корня. Нельзя любить мир, не имея Родины. Нельзя любить
Родину, не живя одной душой с жизнью, любимой березкой. (эпиграф Л.Н.Толстой)
Каков же этот мир, и я в нем?
Ощущения единения с миром природы
1. Лежать на траве В. Солоухин «Камешки на ладони»
2. Живая вода
3. Земная Русь
Э.Григ «Пер Гюнт»
Корзина с еловыми шишками…Хочется вам прикоснуться к
ним, таким шершавым, и вместе с музыкой Э.Грига оказаться в лесу и встретиться
с Дагни Педерсен, дочерью лесника? (Слово о музыке)
Романс….
-Чем обогатил вас этот рассказ?
-Слушая музыку, вы невольно все замечаете в природе:
росу на траве, течение реки, туманы синие, яркое солнце, капли дождя. А у
Паустовского?
Есть у писателя Б.Васильева повесть «Не стреляйте в
белых лебедей». Эта повесть-памятник человеку, любящему природу, лес, озеро и
прекрасных белых птиц- лебедей.
Предостережение нам и будущему о безжизненности
природы
В.Распутин «Байкал»
Созвучие. Настроение, мысли, чувства. Во все времена
всё живое радовало человека. Посмотрите за окно, мы с вами в прекрасном
весеннем дне и счастливы, а счастье наше в солнце, небе, траве, цветах…
Вы и этот мир? Вдохновляет, радует, оживляет…
Словом, музыкой, кистью
1. Этюды
2. Стихи
3. Музыка
4. Сочинения-миниатюры
-Флористы (чтение стихов Танка, Хокку)
-Художники - представление пейзажа.
Заключительное
слово учителя. Урок завершён. У каждого из вас своё
чувство, своё осмысление увиденного и прочитанного. Пусть светлы будут души
ваши и чисты сердца, ведь вы - одно целое-мир гармонии… Вчитайтесь ещё раз в
строчки эпиграфа и примите их. Словами Пришвина, как молитвой, хочу закончить:
« В день грядущий, просветли, Господи, наше прошлое и сохрани в новом все, что
было прежде хорошего, леса наши заповедные, истоки могучих рек, птиц сохрани,
рыб приумножь во много, верни всех зверей в леса и освободи от них душу нашу».
Комментариев нет:
Отправить комментарий