среда, 26 ноября 2014 г.

Урок - размышление "Читая Блока..."
Цель: перелистать страницы творчества Блока, связанные с темой вечной женственности,красоты;
попытаться понять символику красок и образов в мире А.Блока;
открыть для себя лирический дневник поэта "Это все о России ".
Оборудование:фотография Л.Д. Менделеевой ,репродукция картины И.Глазунова"Незнакомка";
Ф.Шопен "Вальс"
П.Чайковский"Симфония№6"

Ход урока.
Блоку - верьте. Это настоящий, волей божией
 - поэт и человек бесстрашной искренности.
М. Горький.

1.     Слово учителя.
За окном холодный, серый, будничный день. Вы согреетесь сегодня, согреетесь в мире таинственной красоты и любви, который подарит нам А. Блок.
     Он - слава и гордость русской нации. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днем, а свет поэзии льется мерно, величаво и гордо.
     Тема урока – размышления» Читая Блока», мы прикоснемся сегодня к страницам, открывающим вечную юность души, неугасимый жар сердца, всепобеждающую страсть, неутомимую жажду жизни – все, без чего поэзия существовать не может.
     Наши размышления над блоковской строкой выльются сегодня в редкие откровения души, позволят поверить Блоку, поэту и человеку.
(обращение к эпиграфу)

2.     Музыка
     Взгляните, две удивительные женщины смотрят на вас, на этот суетный и тревожный мир…. Красота и любовь.
     «Незнакомка» худ. И. Глазунова и Л.Д. Менделеева, жена Блока.

     Есть что-то завораживающее и притягательное в этой фигурке с печальными, бездонно -синими глазами.

Синеокая, бог тебя создал такой
     Гений первой любви надо мной.

     Как будто из космических далей пришла она в этот «страшный мир», где отсутствует гармония.
          ... дыша духами и туманами она садится у окну
(чт. отрывка)
         … берег очарованный и очарованную даль»

     Духи, туманы, бездонные синие очи, дальний берег, на котором они цветут – образы – символы, знаменующие собой приход любви и красоты.

- ощущение гармонии принесла поэту любовь. Он обожествлял любовь, потому что она открывала ему сверхличный высокий смысл жизни.

Любовь – земная женщина, одарившая поэта прекрасным чувством и Прекрасная дама. Моя Офелия, лик невинный, розовая девушка, светлая моя, «Матерь света», «Ангел – Хранитель».

     И    льются из души строки стихотворения…..
Читать стих «О доблестях»…….

- Почему так возвышенно назван первый сборник стихов?

     - Более 800 стихотворений посвятил Блок Менделеевой.
Перелистаем страницы лирического дневника.
Ваше любимое среди них:
          « Вхожу я в темные храмы…»
          «Предчувствую тебя»…
          «Ты в поля отошла без возврата!»
          «Да святится имя твое!»

- Забываешь, что это всего лишь стихотворение, посвященное личной драме. Оно как откровение звучит векам и планетам, и «синий плащ»теряет вещность, становится синью безмерного неба, в сырую ночь поглотивший последнюю на земле «женственную тень».

- Молодой поэт в своих страстных посланиях к любимой расценивает свой роман как всемирно – историческое озарение. Это было свойственно русским личностям 20-30-х. годов девятнадцатого века. Культ женщины соединялся со служением Отечеству, Родине.

     Перед восхождением на новую вершину Блок, преклоняя колено,молитвенно простился со столь дорогой ему «женственной тенью».
     Но образ женщины-красавицы, невесты, жены остался в блоковском облике России
Твои мне песни ветровые
Как слезы первые любви.

Музыка: (репродукция картины) слова
Велико открытие Блока – Россия.
«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь,» - скажет он вскоре.

- Стихотворение «Коршун»;
- «Осенний день»;
- «На поле Куликовом»
- «Русь моя, жизнь моя, вместе-ль нам маяться».

     - А какое стихотворение Блока – страстное признание в любви России?
«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Недаром, может быть, только внешне неловко, внешне бессвязно произношу я имя Россия. Ведь здесь жизнь или смерть, счастье или погибель,» - писал Блок.
В теме России сливается весь поток лирических тем и мотивов. «Это все-о России».
Одно стихотворение Блока. Для  меня, моей души, моего настроения, моих мыслей и чувств.
3.     Заключение
Притягательная сила стихов Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом.

Горит поэтическая звезда Блока, делая нас мудрее, чище и радушнее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий