вторник, 28 октября 2014 г.

                                                             Урок развития речи
Тема:  Сочинение – этюд
Цель: научиться описывать предмет с натуры, т. е. писать сочинения- этюды.
            Видеть, чувствовать и понимать прекрасное, учиться выражать  это словами.
Выставка предметов прикладного искусства .
Слова М. Ломоносова «Открывается красота многообразных вещей».
Картотека «Словарно-орфографическая работа к сочинению -этюду».
М.Мусоргский «Картинки с выставки».
                                                                           Ход урока
1.       Слово учителя.
Ребята! Сегодня наш урок-урок развития речи.
Сочинение – этюд.
Этюд-рисунок, картина, скульптура, выполненный этюд и картина с натуры, часть будущего большого произведения.
Небольшое литературное произведение.
Музыкальное произведение виртуозного характера.
Вид  упражнения (шахм.)
Рисование картины  с натуры: отправиться на этюды.
Сочинению - этюд- это  значит описывать предмет с натуры, стремиться увидеть.




Однажды преподаватель Царскосельского лицея Кошанский пришел на занятие и принес розу, сорванную им в парке, предложил лицеистам описать ее в, что успешнее других сделал А.С.Пушкин.(Стихот. «Роза»)
                                 Чтение стихотворения «Роза»
Этот факт можно считать первой  попыткой использовать сочинение-этюд в практике обучения.
Посмотрите ; сколько красивых и нужных в быту предметов народного декоративно-прикладного искусства. Изделия из дерева, глины, соломы, лозы. Их делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.
Слово прикладной, прикладное искусство. Что означает оно, какое лексическое значение?
Прикладное искусство-это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями. (Художественное  изготовление бытовых предметов)
Подберите однокоренные слова
Прикладник
Прикладываться
Прикладной
Пословицы клад
Где лад,там и клад
На что клад, коли  в семье лад
Толк да лад, тут и клад.



Мелодия «Гляжу в озёра синие».
Россия, Русь… Земля наших отцов. Наша земля.
Может и сильна ты той красотой. Хохлома, Палех, Гжель, Жостово, Павлов посад…
Проведут нас по выставке экскурсоводы. Мы же вместе ними поработали.
Во-первых, составляем небольшой словарь, который понадобится в сочинении. Я помогу вам.
Словарь                                                                напевность мотивов «травки», хохломская роспись
Орнамент                                                            художественная керамика, изящество форм
Хохлома                                                               роспись кобальтом ,гжельские мастера
Гжель                                                                     жостовский поднос ,чернолаковый ,с яркой росписью
Фардгор                                                                палехские миниатюры, тонкое, ажурное золотое
Жостово                                                                обрамление
Палех                                                                     вологодские кружева, тонкость и драгоценность узора
Миниатюра                                                         в шали алого цвета, в разноцветных шалях
Кружево
Аппликация





Заинтересовали вас  экскурсоводы?
Кому  и что понравилось?
Что бы вы выбрали?
Основная мысль сочинения :
используя худ. средства языка, описать изделие, выразить своё восхищение работой мастера.
В каждом произведении немаловажное значение имеет название.
Изучая литературу, мы встречаемся с произведениями, в которых отражается суть. Паустовский К.Г. «Корзина с еловыми шишками»(инсценировка )
Задача! Как вы назовёте своё сочинение?
Темы этюдов.
1.       Все цвета, кроме скучного.
2.       Узоры моей бабушки.
3.       Из бабушкиного сундука.
4.       На все случаи жизни.
А что вы предложите?
А теперь подумаем о возможном начале сочинения.
Ничто так не дорого, как вещь, подаренная дорогим сердцу человеком.
Эта шаль- память о бабушке. Долго хранилась она на донышке  сундука и вот пришел её черёд рассказать  удивительную историю…
Два старинных рушника остались мне на память от бабушки. Беленные в реке и на солнышке,самотканые ,с яркими звёздочками-узорами. Прикоснусь к ним, проведу ладонями и послушаю их рассказ.



(ответы уч-ся)
Задания
Кто-то  представит себя художником, расписывающим поднос, хохлому, гжель.
Кто- то  просто опишет предмет
А кто-то  напишет сочинение с обрамлением, т.е. представит, вообразит, где, когда  встретился с данным  изделием.
Написать сочинение нам помогут карточки из нашей картотеки
«Словарно-орфографическая работа к сочинению-этюду»
2 урок
Написать сочинение

Чтение 2-3-х работ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий